Главная страница

Проблемы со зрением. Упражнения для глаз




Чистый морозный воздух, искрящаяся лыжня, азарт спортивной игры, необыкновенно вкусный бутерброд с горячим чаем... Общение с природой и радость движения помогают избавиться от накопившейся усталости, обрести бодрость, почувствовать прилив новых сил.
Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.
Можно выделить профессии, в которых зрительная деятельность играет ведущую роль. И здесь очень важно приспособить условия труда к возможностям зрительной системы человека, максимально использовать эти возможности в конкретном трудовом процессе, чтобы, с одной стороны, повысить его эффективность, а с другой—исключить- отрицательное воздействие на орган зрения.
Тем, чья работа связана со зрительным напряжением, хорошо знакомы неприятные ощущения, которые могут возникать при выполнении трудовых операций: тяжесть в веках, чувство давления или легкой тупой боли в глазах, мелкие предметы теряют отчетливость, контуры их расплываются. Это признаки зрительного утомления. Они являются следствием и общей усталости человека и утомления глазных мышц.
Глаз—самый подвижный из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения даже в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Мелкие движения глаз, или, как их еще называют, микродвижения, которые можно зарегистрировать только с помощью специальных приборов, играют значительную роль в зрительном восприятии. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным (это удается тоже с помощью остроумных устройств), как рассматриваемый объект становится неразличим.
Мы совершаем также хорошо заметные движения глаз—повороты, переводя взор с одного предмета на другой, следим за движущимися предметами, сводим глаза, когда предмет приближается.
Все эти удивительно точные совместные движения глаз осуществляют 12 небольших мышц—по 6 на каждом глазу. Они начинаются в глубине глазницы и прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока.
Не менее важную роль играет и внутренняя, аккомодационная, мышца глаза. Больше всего она напрягается при зрительной работе на близком расстоянии.
Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому производственная гимнастика для глаз важна не меньше, чем' общие физические упражнения.
Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. 'Цель их—включить 5 динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении данной трудовой операции, и, наоборот, расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.
Вот некоторые упражнения.
Упражнение 1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд. Затем открыть глаза на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Упражнение 2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1—2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 3. Выполняется стоя. 1 —смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 секунды; 2—поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 сантиметров от глаз; 3—перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд; 4—опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
 Упражнение 4, Выполняется сидя. 1—закрыть веки; 2—массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко—от носа к наружному краю глаза, нижнее веко—от наружного края к носу, затем наоборот). Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение 5. Выполняется стоя. 1—поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 сантиметров от глаз; 2—смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 3—прикрыть ладонью, левой руки левый глаз на 3—5 секунд; 4—убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд;
средней линии лица на расстоянии 25—30 сантиметров от глаз; 6—смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 7—прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3—5 секунд; 8—убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд. Повторить 5—6 раз. Упражнение способствует объединенной работе обоих глаз.
Упражнение 6. Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 —отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2—медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3—медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствуат их координацию.
Упражнение 7. Выполняется сидя. 1 —тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; 2—спустя 1—2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 8. Выполняется сидя. 1 —смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 секунды; 2—перевести взор на кончик носа на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность длительно удерживать взор на близких предметах.
Упражнение 9. Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 —поднять полусогнутую правую руку вверх; 2—медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами; 3—медленно передвигать палец снизу вверх и следить за ним глазами. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.
Упражнение 10. Выполняется сидя. Голова неподвижна. 1—вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2—производить рукой на расстоянии 40—50 сантиметров от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца; 3,4—проделать то же упражнение левой рукой, совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3—6 раз. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.
Упражнение 11. Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 —поднять глаза кверху; 2—опустить их книзу; 3—повернуть глаза в правую сторону; 4—повернуть глаза в левую сторону. Повторить 6—8 раз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз.
Упражнение 12. Выполняется сидя. Голова неподвижна. 1 —поднять глаза кверху; 2—сделать ими круговые движения по часовой стрелке; 3—сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3—6 раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.
Упражнение 13. Выполняется сидя, при закрытых веках. Голова неподвижна.   1—поднять   глаза   кверху;
 2—опустить глаза книзу; 3—повернуть глаза вправо; 4—повернуть глаза влево. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.
Упражнение 14. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. 1—опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; 2—поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3—опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; 4—поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3—4 раза. Упражнение способствует улучшению координации движений глаз и головы.
Упражнение 15. Выполняется стоя. 1— вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз; 2—посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3—перевести взор на концы пальцев левой руки; 4—посмотреть в левый верхний угол комнаты; 5—перевести взор на концы пальцев правой руки. Повторить 3—4 раза. Упражнение развивает сложные координационные движения глаз.
Упражнение 16. Выполняется стоя. 1—смотреть вдаль (на стену), 2—мысленно разделить расстояние до стены на две равные части, наметить соответствующую точку и перевести взор на эту точку; 3—мысленно разделить расстояние до точки пополам, наметить вторую точку и перевести на нее взор; 4—мысленно разделить расстояние до второй точки пополам, наметить третью точку и перевести на нее взор. Повторить 8—10 раз. Упражнение развивает способность к оценке расстояний и координирует работу внутренней и наружных мышц глаза.
Каждое из описанных упражнений обладает избирательным действием на двигательные реакции глаз. Из этих упражнений составляются комплексы, предназначенные для определенных видов зрительной деятельности. Рекомендуется  начинать  производственную гимнастику наиболее легких упражнений I комплекса, а затем переходить ко И комплексу повышенной сложности.
ДЛЯ ТЕХ, ЧЬЯ РАБОТА СВЯЗАНА С ДЛИТЕЛЬНЫМ РАССМАТРИВАНИЕМ БЛИЗКО РАСПОЛОЖЕННЫХ МЕЛКИХ ОБЪЕКТОВ {КОРРЕКТОРЫ, СЧЕТНЫЕ РАБОТНИКИ, ОПЕРАТОРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, СТАНОЧНИКИ, ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ, СОРТИРОВЩИКИ 14 СБОРЩИКИ ЭТИХ ДЕТАЛЕЙ), КОМПЛЕКС I ВКЛЮЧАЕТ УПРАЖНБ НИЯ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, КОМПЛЕКС П—УПРАЖНЕНИЯ 1,2,8,6,4,9,11,7.
ВОДИТЕЛЯМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОПЕРАТОРАМ ПУЛЬТОВ УПРАВЛЕНИЯ И ДРУГИМ СПЕЦИАЛИСТАМ, РАБОТА КОТОРЫХ СОПРЯЖЕНА С ЧАСТЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ВЗОРА И СЛЕЖЕНИЕМ ЗА ДИНАМИЧНОЙ ОБСТАНОВКОЙ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ КОМПЛЕКС I—УПРАЖНЕНИЯ 1, 2, 3, 8, 4, 6, 9, 7, 10, КОМПЛЕКС П—УПРАЖНЕНИЯ 1,2,11,12,4,13,14,7,15.
ТЕМ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ОПТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ (МИКРОСКОПИСТЫ, ЧАСОВЩИКИ, МИКРОМОНТАЖНИКИ, ГРАВЕРЫ), ПОЛЕЗЕН КОМПЛЕКС 1-УП-РАЖНЕНИЯ 1, 2, 3, 4, 6, 9, 7, КОМПЛЕКС П—УПРАЖНЕНИЯ 1, 2, 8,
РАБОТНИКАМ, КОТОРЫМ ПРИХОДИТСЯ ПОСТОЯННО ОЦЕНИВАТЬ РАССТОЯНИЕ (МАШИНИСТЫ БАШЕННЫХ КРАНОВ, МОНТАЖНИКИ-ВЫСОТНИКИ),        ПРЕДНАЗНАЧЕНКОМПЛЕКС I—УПРАЖНЕНИЯ 1, 2, 3,
5, 4, 9, 11, 7, КОМПЛЕКС П—УПРАЖНЕНИЯ 1, 2, 13, 16, 4, 14, 15, 7.
Комплекс производственной гимнастики занимает 3—10 минут. Его следует выполнять через каждые 2—2,5 часа работы. Помимо того, целесообразно проводить гимнастику для глаз в течение 2—4 минут и перед началом работы.
При наличии тех или иных заболеваний глаз, прежде чем приступать к выполнению упражнений, обязательно посоветуйтесь с глазным врачом. Те, кто пользуется очками, упражнения (кроме 4-го, 7-го) выполняют, не снимая их.






Читайте дальше:
Первый год жизни ребенка
Рецепты на Новый год
Самолечение
К 40-летию Великой Победы
С сессии общего собрания АМН СССР. Уроки Пирогова
Причины и лечение кариеса. Кариес Г. Н. ПАХОМОВ, профессор
Возрастные изменения костей А. В. КАПЛАН, профессор
Сульфат магния - Что представляет собой горькая соль? При какихзаболеваниях ее применяют